«Уйти в тину» предпринимателям не дадут (ответы на вопросы с совещания городского актива работников системы поддержки малого предпринимательства)

«Уйти в тину» предпринимателям не дадут

Бизнесмены, присутствовавшие на совещании городского актива работников системы поддержки малого предпринимательства, были весьма активны: лидеров структур поддержки Михаила Вышегородцева и Александра Иоффе буквально забросали вопросами. Из зала в направлении сцены стекались ручейки записок на протяжении всего мероприятия. Наиболее часто задаваемые вопросы министр М. Вышегородцев сгруппировал по темам и дал по возможности развернутые ответы. Именно в этом виде представляем их вашему вниманию.


Возможно ли предоставление кредитов малым предприятиям на льготной основе – более низкая процентная ставка, увеличение сроков погашения в коммерческих банках?

В настоящее время Департамент поддержки и развития малого предпринимательства разрабатывает критерии, по которым будет приниматься решение о компенсации малым предприятиям процентной ставки по банковским кредитам. В марте мы, скорее всего, разработку эту завершим. Банковская ставка по кредиту может быть компенсирована на 2/3, то есть если банк выдает кредит под 12%, предприятию заемные средства обойдутся в 4%. Так что у малых предприятий есть возможность получить льготную ставку кредитования.

По-прежнему остро стоят вопросы получения кредита без залога и даже под контракт. Как эта проблема будет решаться?

Как я уже неоднократно рассказывал, в прошлом году был создан Фонд содействия кредитованию малого бизнеса. Под гарантии этого фонда можно получить кредит в 17 отобранных по конкурсу банках. В настоящее время банки уже активно кредитуют малый бизнес по данной программе, в этом году получить кредиты под гарантии фонда должно 600 малых предприятий.

Какова будет стоимость нежилых помещений, строящихся для малых предприятий по программе соинвестирования?

Стоимость квадратного метра не планируется заранее, она исходит из тех обременений, которые отдельно просчитываются на каждом земельном участке. Проект, который делается за бюджетные деньги, идет на экспертизу. Мосгорэкспертиза оценивает правильность составления цены проекта, и после этого проводится конкурс на генподрядчика. Генподрядные организации, участвующие в конкурсе, предлагают свои условия строительства объекта, то есть процент снижения от цены, которая вышла из Мосгорэскпертизы. Победит та организация, которая даст больший дисконт. И только после того как будет ясна окончательная стоимость, будут сформированы лоты и определена цена для каждого соинвестора. Предприниматели задают вопрос: надо ли сразу все деньги платить за строительство или можно поэтапно. Вопрос понятный - откуда у малого предпринимателя деньги? Но возникает другой вопрос: где гарантии, что малое предприятие, проплатив первый этап, в дальнейшем найдет деньги на строительство остальных этапов? Если не найдет - стройка может остановиться. Я думаю, что в качестве гарантии платежеспособности соинвестора должны выступать его обязательства оплатить стоимость последнего этапа строительства. Эта стоимость последнего этапа будет являться своего рода депозитом, и если соинвестор на определенном этапе прекратит платить, этот депозит пойдет в оплату следующего этапа. Если предприниматель за это время найдет деньги и восстановит свою платежеспособность, он остается в этом проекте. Если не найдет - договор с ним будет расторгнут. В таком случае мы будем либо искать нового соинвестора, либо площади распределятся в составе уже сформированного пула. Компенсацию своих затрат выбывший из проекта предприниматель получит от других соинвесторов. Я думаю, что схема будет такая, и это все будет прописано в конкурсной документации либо в договоре соинвестирования.

Каковы условия долевого участия в строительстве объектов для малого бизнеса, например, деловых центров? В частности, размер площади для одного предприятия? Включается ли в расчет только полезная и вспомогательная площади? Каковы гарантии инвестиций? Есть ли возможность получения кредитных ресурсов под залог будущих площадей?

Размер площади для одного предприятия по первым объектам, в частности, по деловому центру на улице Миклухо-Маклая, составляет 300 кв. метров офисных площадей и 500 кв. метров выставочных. Итого 800. Это общие площади, туда будут входить и парковочные места: имеется в виду гараж, если таковой малому предприятию нужен, и места общего пользования. Гарантией инвестиций является постановление Правительства Москвы, которое положит старт этому процессу. Это первая гарантия.
Следующая гарантия – разработанная полностью за счет бюджетных средств предпроектная, исходно-разрешительная и сметная документация. Гарантия инвестиций – участие города в этом процессе, конкурсный выбор управляющей компании, которая под надзором городских властей будет реализовывать эту программу. Возможно ли получение кредитных ресурсов под залог площадей? Возможно. Мы специально и выстроили две параллельные схемы: кредит на соинвестирование можно получить и под залог Фонда содействия кредитованию малого бизнеса, и под залог площадей, которые будут потом построены.

Как вы поддерживаете предпринимателей по вопросу выкупа занимаемых помещений без конкурсной основы?

Свое предложение в Государственную Думу и партию «Единая Россия» мы направили. Мы за то, чтобы малому бизнесу разрешить выкупать без конкурса длительно арендуемые нежилые помещения. Законодательная инициатива в Госдуме была рассмотрена и принята в первом чтении. Сейчас на эту инициативу собираются заключения Правительства РФ и субъектов РФ. Правительство РФ на эту инициативу дало отрицательное заключение. Оно категорически отрицает саму возможность беcконкурсного выкупа арендованных муниципальных площадей. Мнения субъектов федерации разделились. Те регионы, которые уже давно продали муниципальное имущество, говорят: «нам все равно». Что касается Москвы и Питера - здесь более взвешенный подход. Мы дали заключение как субъект федерации, что нам нужно сохранить саму возможность наличия муниципальной нежилой собственности, которая сдается в аренду малому предпринимательству. Что касается приобретения в собственность арендованного имущества - мы в Москве выставили в качестве альтернативы выкупу без конкурса участие в совместном долевом строительстве. Мы считаем, что те организации, которые арендуют площади у города, но не могут их выкупить без конкурса - а такого права им, я думаю, и не представится, - будут иметь возможность стать совместными долевыми собственниками при строительстве деловых центров. Мы будем приветствовать предприятия, которые захотят участвовать в процессе соинвестирования. Еще раз повторюсь, это мое твердое убеждение, что Госдума, даже несмотря на предвыборный год и понимание, что вроде как надо с малым бизнесом дружить, не разрешит процедуру выкупа площадей без конкурса. Они будут сколь угодно долго затягивать процесс, перенесут рассмотрение этого вопроса на следующий сезон, но так и не примут решение.

Просим вас разобраться с «тарповскими» адресами. До недавнего времени все было хорошо, но сейчас налоговая инспекция №5 нас гонит, а если мы хотим остаться, то нас посылают в родственную фирму, где адрес стоит 18 тыс. рублей в год. Чем же был плох «тарповский» адрес? Идет якобы борьба с фирмами-однодневками, а на самом деле – лишняя кормушка для налоговиков?

Обязательно передадим это руководителю налоговой службы. Могу сказать одно - две недели назад у нас состоялась встреча с Надеждой Валентиновной Синниковой – руководителем УФНС по г. Москве, где договоренность о том, что ТАРПы будут продолжать предоставлять юрадреса, с моей точки зрения, была достигнута, и сейчас идет чисто техническое оформление. В ближайшее время мы эту работу завершим, и ТАРПы будут продолжать предоставление юридических адресов при условии поддерживания связи организации с ТАРПами. Что это значит? Если организация перестает приходить за почтовой корреспонденцией, теряет связь с ТАРПами, тут же информация об этом идет в налоговую. То есть мы договорились, что налоговая от нас будет получать фактически всю информацию по жизнедеятельности этого предприятия. Чем плох или хорош был адрес ТАРПа, мне, наверно, судить очень сложно. С моей точки зрения, он был хорош, но есть нормативные документы федерального уровня, которые совмещают юридический адрес с фактическим адресом местонахождения предприятия. И если предприятие отсутствует по этому адресу, то это повод для налоговой начать проверочные действия. Я думаю, что при нашей договоренности с ФНС, при информировании налоговых органов о деятельности компании, которая пользуется почтово-секретарскими услугами, проблем у такого предприятия возникать не будет. А вот по предприятиям, которые получили адрес с помощью ТАРПа и ушли в тину, будут вестись серьезные работы.

№8(624)  от 06.03.2007
Газета «Деловая Москва »



Rambler's Top100 TopList