Порядок действий при обнаружении нарушений в действиях налоговиков и составлении ненормативных актов

Одно из основных прав налогоплательщика, предусмотренное самим Налоговым кодексом, а именно его статьей 21 - право обжаловать ненормативные акты налоговых органов, а также действия и бездействие их должностных лиц. Разумеется, процедура обжалования имеет свой четко установленный порядок.

Налоговый кодекс не содержит определения, что же такое ненормативный правовой акт. Нет в законодательстве и конкретного перечня действий или бездействий должностных лиц, которые фирма или предприниматель могут обжаловать. Соответственно в теории обжаловать можно все что угодно - любое предписание, выданное налоговым органом для обязательного исполнения бизнесменом. Единственным условием для обжалования ненормативного правового акта , как следует из положений статьи 137 Налогового кодекса, является нарушение прав или законных интересов последнего, даже если это всего лишь его подозрение.

Оспаривать акты налоговых органов или действия их должностных лиц можно путем подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или в суд. Причем первый способ не исключает возможность одновременно или впоследствии прибегнуть ко второму. Вместе с тем, решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения могут оспариваться в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящем налоговом органе

Сроки обжалования в вышестоящий налоговый орган

Срок обжалования ненормативного акта в вышестоящий налоговый орган составляет три месяца со дня, когда лицо - организация или ИП - узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. В случае пропуска срока по уважительной причине и соответствующего заявления от потенциально пострадавшего этот срок может быть увеличен. Решение об этом также принимает вышестоящее должностное лицо выпустившей ненормативный акт налоговой инспекции или вышестоящий налоговый орган.

Если же речь идет о ситуациях привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в этом, то на такое решение до момента его вступления в силу может быть подана апелляционная жалоба. Если после вступления решения в силу оно не было обжаловано в апелляционном порядке, жалоба по поводу него может быть подана в вышестоящий налоговый орган в течение одного года с момента его вынесения.

Апелляционная жалоба на какое-либо решение ИФНС подается в вынесшую это решение инспекцию, которая обязана в течение трех дней со дня ее поступления перенаправить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Порядок обжалования ненормативных актов и решений ИФНС

Жалоба должна быть подана в письменной форме соответствующему налоговому органу или должностному лицу. Ее должен подписать сам заявитель или его представитель. Помимо личных данных, как то ФИО, ИНН, адрес места жительства и паспортные данные, в документе необходимо указать наименование налогового органа, решение которого обжалуется, или фамилия, имя и отчество должностного лица, чьи действия планируется оспорить. Также в жалобе излагаются требования заявителя со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, обстоятельства, на которых основаны доводы, а также расчеты по оспариваемым денежным суммам.

Стоит также упомянуть, что жалоба может быть отозвана на основании письменного заявления лица, ее подавшего. Однако сделать это можно лишь до принятия решения по этой жалобе. Отзыв лишает автора жалобы права повторно пожаловаться на те же обстоятельства в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.

Результат обжалования ненормативного акта или решения в вышестоящем налоговом органе

Решение по жалобе должно быть принято в течение одного месяца. В отдельных случаях эти временные рамки могут увеличиться еще на 15 дней по решению руководителя налогового органа или его зама, если для рассмотрения жалобы понадобится запрашивать документы или информацию у нижестоящих налоговых органов. При этом о продлении срока обязаны поставить в известность автора жалобы в течение трех дней с момента принятия соответствующего решения.

По итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа могут быть вынесены следующие решения:

-оставить жалобу без удовлетворения;

- отменить акт налогового органа;

- отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;

- изменить решение или вынести новое решение.

Схожий перечень решений может быть принят и по итогам рассмотрения апелляционной жалобы по поводу решения, вынесенного ИФНС. В этом случае вышестоящий налоговый орган вправе:

- оставить решение налогового органа без изменения, а жалобу - без удовлетворения;

- отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение;

- отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу.

Вне зависимости от результата, о принятом решении в течение трех дней со дня его принятия в письменной форме сообщается лицу, подавшему жалобу.

Оспаривание ненормативных правовых актов в судебном порядке

Жалобы на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, поданные в суд - ни что иное, как исковые заявления. Порядок их рассмотрения регулируется процессуальным законодательством, а также иными федеральными законами.

Производство по делу также возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании ненормативного акта недействительным, а решения или действия представителей налоговой - незаконными.

Такие заявления рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.

При заполнении заявления для подачи в суд необходимо руководствоваться теми же принципами, что и при составлении жалобы в вышестоящий налоговый орган. К заявлению следует приложить копию оспариваемого акта или решения, а также ряд обязательных при обращении в суд документов, таких как документы об уплате пошлины, копии свидетельства о регистрации, выписка из ЕГРЮЛ, бумаги, подтверждающие полномочия представителя истца.

Дело о признании ненормативного акта незаконным рассматриваются в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд. В связи с особой сложностью дела или со значительным числом участников арбитражного процесса он может быть продлен до шести месяцев.

Решение арбитражного суда

Примечательно что обязанность доказывания законности оспариваемого правового акта ненормативного характера или действий должностных лиц возлагается непосредственно на налоговый орган. То есть в отношении бизнеса и налогоплательщиков действует презумпция невиновности. В случае непредставления налоговиками доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать их по своей инициативе.

Результатом судебного разбирательства становится решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) - незаконными или отказ в удовлетворении иска. Со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным акта ненормативного характера полностью или частично указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.

Копия решения арбитражного суда в пятидневный срок направляется всем заинтересованным сторонам дела: заявителю, в налоговые органы должностным лицам, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемое действие.

 

TopList